**Второй кассационный суд разъяснил обязанности банков при подозрительных операциях клиентов**
Второй кассационный суд общей юрисдикции указал, что банк обязан прервать подозрительный телефонный разговор клиента во время оформления кредита и предупредить его о возможном мошенничестве.
Поводом для разъяснения стало дело мужчины, которому мошенники, представившиеся сотрудниками ФСБ и Центробанка, по телефону убедили оформить кредит на сумму более 2 млн рублей и перевести часть денег третьему лицу. Хотя клиент продолжал разговор по телефону прямо в отделении банка, сотрудник, находившийся рядом, не предпринял никаких действий.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска о признании кредита недействительным, сославшись на то, что договор был заключён дистанционно и подтверждён одноразовым паролем.
Однако кассация отменила эти решения. Суд напомнил о позиции Конституционного суда определение №2669-О от 13.10.2022, согласно которой при рассмотрении дел, связанных с телефонным мошенничеством, необходимо проверять добросовестность и осмотрительность банка, особенно если кредит оформляется удалённо, а средства сразу переводятся третьим лицам.
Нижестоящие суды не учли следующие обстоятельства:
— должен ли был банк обратить внимание на подозрительный разговор клиента;
— были ли сумма и характер операции необычными;
— следовало ли проверить законность сделки, учитывая высокий риск мошенничества.
Дело направлено на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд Владимира.
*Для оперативного мониторинга противодействия киберпреступности можно подписаться на официальные ресурсы Киберполиции России.*
