1 декабря 2025
Frame 13 (1)

### Автомобиль — не роскошь, а ещё один гаджет?

Риски кибератак на автопроизводителей оказались серьёзнее, чем считалось ранее. Если раньше угроза взлома автомобильных систем через Bluetooth казалась гипотетической, то последние данные подтверждают, что уязвимости на уровне производителей — уже реальность.

Современный автомобиль — это не просто транспорт, а сложная IT-инфраструктура на колёсах. Всего десять лет назад история с удалённым взломом Jeep Cherokee воспринималась как фантастика, но сегодня подобные сценарии более чем возможны.

**Ключевые инциденты:**
– В 2024 году Toyota потеряла 240 ГБ данных, включая телеметрию, контакты клиентов и служебные записи.
– В августе 2025 года произошла крупнейшая в истории автопрома кибератака на Jaguar Land Rover. По оценкам Центра кибермониторинга CMC, ущерб составил 1,9 млрд фунтов стерлингов, а перебои в цепочке поставок затронули более 5000 компаний. Эксперты предупреждают, что утечки корпоративных данных могут иметь долгосрочные последствия для отрасли.

**Меры кибербезопасности**
В ответ на растущие угрозы ООН совместно с автоконцернами разработала регламенты UN R155 и R156, а также стандарт ISO/SAE 21434:2021, регулирующие цифровую безопасность транспорта. Уже сейчас эти нормы влияют на рынок: часть моделей, не прошедших проверку на киберустойчивость, снята с производства. Среди них — Porsche 718 Boxster, Audi TT, VW Transporter 6.1 и Smart EQ Fortwo.

**Чем опасен взлом производителя?**
Если хакеры атакуют не отдельный автомобиль, а инфраструктуру бренда, под угрозой оказываются миллионы машин. Злоумышленники могут получить доступ к геолокации, истории поездок, привычкам водителей и даже системам дистанционного управления — от блокировки дверей до запуска двигателя.

Помимо прямых рисков, такие атаки грозят массовыми нарушениями приватности. Утечки данных о маршрутах, логинов и платёжных токенов могут использоваться для фишинга, мошенничества и новых атак.

**Вывод**
Чем “умнее” становится автомобиль, тем больше он напоминает гаджет — со всеми его преимуществами и уязвимостями. Теперь за кибербезопасность отвечают не только производители, но и владельцы.

**Киберполиция России**
Макс | ВКонтакте | Одноклассники
Киберполиция России